ЗАПОР У ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ


У ребенка в этом возрасте стул бывает обычно 1 раз в день, иногда – 1 раз в два дня. Если испражнения твердые, сухие и с трудом выталкиваются, или если у ребенка не было стула полных два дня, считается, что у ребенка запор.
В первые четыре месяца у детей, особенно если они находятся на грудном вскармливании, часто бывает запор. Это обусловлено естественным развитием организма ребенка, так что запор у грудных детей можно считать обычным явлением. Причинами запора могут быть:
  • Недостаток питания.
  • Неправильный состав молочной пищи.
  • Ребенок получил неподходящее и сильно действующее средство для облегчения стула или против поноса.

Оба случая могут вызвать запор. Устраните причины запора! Не запускайте запор, чтобы он не превратился в хронический. В первую очередь убедитесь, достаточно ли получает ваш ребенок пищи; спросите у врача, как изменить молочную пищу, чтобы она не вызывала запора у ребенка и действовала как легкое слабительное.
Никогда не давайте ребенку никаких средств ни для стула, ни для задержки его. Правильное питание само наладит стул у ребенка. Если не наблюдаете у ребенка затруднений, нет необходимости тотчас принимать меры. В настоящее время мы уже не очень боимся запоров. Подождите до третьего дня.
Однако если запор вызывает осложнения ( газы, желудочная боль, напрасные позывы ), надо принять меры. Вставьте в задний проход резиновую трубочку, смазанную вазелином. Подождите 3 минуты. Если это не даст ожидаемых результатов, воспользуйтесь специальной свечкой, предварительно посоветовавшись с врачом.
Стул вызываем только по необходимости и в виде исключения. Никаким образом нельзя допустить, чтобы ребенок привык к искусственному вызыванию стула! Необходимо так организовать питание, чтобы оно сами явилось фактором, способствующим правильному стулу и препятствовало таким образом возникновению запора у грудных детей. Правильное питание само по себе ликвидирует запор у ребенка.

Как предупредить запор у детей:
Прежде всего ребенок должен получать питание в достаточном количестве, будь то грудное молоко, смешанное или искусственное питание. Если у вашего ребенка есть склонность к твердым испражнениям, при искусственном питании можно добавить немного сахару ( полкусочка на 100 мл смеси ) или увеличить количество вводимого фруктового сока до 50 мл. Кроме апельсинового и лимонного сока, можно попробовать отвар из чернослива- лучшее средство от запора у грудного ребенка

ЖЕЛТУШКА НОВОРОЖДЕННЫХ


Во время внутриутробной жизни в крови плода присутствует большое количество красных кровяных телец ( эритроцитов ). Но как только малыш начинает дышать, для окисления тканей организму уже не требуется так много эритроцитов, поэтому после появления ребенка на свет часть из них распадается. Освободившийся краситель подвергается в печени определенному процессу «переработки». Но из-за незрелости отдельных функций печень новорожденного не в состоянии быстро вывести его из организма. В результате он накапливается там и возникает желтушка новорожденных..


Симптомы желтушки у новорожденных:
Через несколько дней после рождения кожа и слизистые оболочки новорожденного приобретаю желтый цвет ( стул и моча не окрашиваются ). Как правило, уже на 7-10 день желтизна кожи начинает уменьшаться и состояние ребенка нормализуется. Имейте ввиду, что желтушка, сохраняющаяся у новорожденного более двух недель, равно как и появление желтушки после выписки из роддома, считается признаком серьезной патологии. В этом случае вы должны безотлагательно показать малыша врачу.


Лечение желтушки у новорожденных:Еще в родильном доме ребенку назначают сеансы фототерапии ( его помещают под специальные голубые и белые лампы ). Недоношенным детям требуется дополнительное лечение в стационаре. Лучшее лекарство при физиологической желтушке новорожденных – материнское молоко.
Частые кормления «промывают» детский организм. Кроме того, раннее молоко обладает слабительным эффектом и тем самым помогает быстрее вывести билирубин. Вот почему так важно приложить новорожденного к груди как можно раньше.
Раннее прикладывание-лучшая профилактика желтушки у новорожденных.

БАКТЕРИИ КИШЕЧНИКА, ДИСБАКТЕРИОЗ

На коже и слизистых человека обитают сотни видов микроорганизмов. Трудно представить, но по своей численности они во многом раз превышают количество собственных клеток нашего организма. Более 60% всего микробного многообразия приходится на желудочно-кишечный тракт, остальное – на дыхательную и мочевыделительную системы ( примерно поровну ).

Микроорганизмы, обитающие в желудочно-кишечном тракте, очень важны для человека: они выстилают слизистую внутренних органов, препятствуя проникновению болезнетворных бактерий и развитию инфекционных заболеваний, участвуют в процессе переваривания и всасывания компонентов пищи, микро- и макроэлементов, а также сами вырабатывают витамины и биологически активные вещества.
Нормальная микрофлора поддерживает иммунитет человека – она стимулирует иммунокомпетентные клетки и предотвращает развитие пищевой аллергии. Но состав «царства» микроорганизмов кишечниканеоднороден: здесь обитают полезные бактерии, необходимые для человека, бифидобактерии, лактобактерии, кишечные палочки, бактериоды, «нейтральные» бактерии, не приносящие организму ни пользы, ни вреда и не живущие долго в одном месте, пептострептококки, клостридии, стафиллакокки, протеи, клебсиеллы, вейлонеллы, а также «нехорошие» микроорганизмы, способные нанести вред.
Дисбактериоз кишечника это состояние, при котором количество полезных бактерий уменьшается, а «нейтральных» и «нехороших» - увеличивается. Довольно часто эти изменения носят временный характер: полезный микроорганизмы сами восстанавливают равновесие. Если по каким-то причинам этого не происходит, восстанавливать микрофлору приходится с помощью определенных лекарственных препаратов.


ПРИЧИНЫ ДИСБАКТЕРИОЗА КИШЕЧНИКА

Изначально кишечник ребенка бывает стерильным. Заселение кишечника микроорганизмами начинается, когда малыш при родах проходит через родовые пути матери. Попав во внешний мир, ребенок «знакомится» с огромным количеством бактерий, обитающих в воздухе, на руках медперсонала, на одежде, на теле матери.
Сначала микрофлора состоит из различных организмов, иногда не свойственных данному отделу кишечника, но постепенно она заменяется на нормальную под действием специальных факторов роста, содержащихся в материнском молоке. Именно поэтому важно как можно раньше приложить ребенка к груди после родов и как можно дольше придерживаться грудного вскармливания.
Дисбактериоз кишечника может развиваться у младенца из-за вынужденного приема ребенком или кормящей матерью антибиотиков, позднего прикладывания к груди или вообще отсутствия грудного вскармливания, гипоксически-ишемического поражения центральной нервной системы ребенка, а также сопутствующих дисбиотических изменений в организме самой мамы.
У детей более старшего возраста причинами дисбактериоза кишечникамогут стать нерациональное питание, стресс, прием антибиотиков широкого спектра действия или других фармакологических препаратов – гормонов, цитостатиков, экологическая ситуация в месте, где проживает ребенок.

СИМПТОМЫ ДИСБАКТЕРИОЗА КИШЕЧНИКА

Каковы же основные симптомы дисбактериоза? Со стороны кишечного тракта – это значительное количество каловых масс с непереваренными комочками, неприятный запах кала, повышенное отделение с неприятным гнилостным запахом, урчание и боли в животе, напряжение живота, натуживание, снижение аппетита, частые срыгивания.
Дисбактериоз кишечника может привести к замедлению прибавки в весе у малыша и даже к потере массы тела. Состояние внутренних органов сказывается на внешнем виде ребенка: малыш выглядит бледным. Кожа становится сухой, начинает шелушиться, в уголках рта появляются трещинки. Ребенка беспокоит зуд, на коже возникают аллергические высыпания. Иногда появляются высыпания на слизистой рта, развивается молочница. Малыш чаще страдает простудными заболеваниями и «подхватывает» кишечные инфекции.


ЛЕЧЕНИЕ ДИСБАКТЕРИОЗА КИШЕЧНИКА

Лечение дисбактериоза кишечника бывает комплексным и продолжается длительное время. Вся терапия требует от родителей достаточного терпения и тщательности в приеме препаратов. Первый этап лечения – это снижение количества или полное избавление от ненужных микроорганизмов. Для этого используются специфические бактериофаги ( «прирученные» вирусы, которые повреждают определенный вид бактерий, не затрагивая другие ), кишечные антисептики ( действуют на большинство условно-патогенных бактерий ).
В тяжелых случаях, а также при неэффективности других средств, могут быть назначены даже антибиотики. Совместно с антимикробной терапией используются сорбенты, которые связывают и выводят ненужные бактерии, находящиеся в просвете кишечника. Для облегчения переваривания и всасывания пищи ребенку назначают ферментные препараты.
После избавления кишечника от большого числа ненужных микроорганизмов его начинают заселять представителями нормальной микрофлоры – бифидо- и лактобактериями. Существуют специальные препараты, которые выполняют функции нормальной микрофлоры и создают благоприятные условия для роста полезных микроорганизмов. Не экспериментируйте, подобрать именно тот препарат, который подходит вашему ребенку, может только врач.


АНАЛИЗ КАЛА НА ДИСБАКТЕРИОЗ



Для диагностики дисбактериоза кишечника наиболее часто используются:
  • копрограмма – метод, который показывает степень переваривания кишечником компонентов пищи, а также наличие или отсутствие признаков воспаления;
  • посев кала на условно-патогенную флору – анализ, который показывает уровень «нейтральных» бактерий без учета показателей нормальной флоры;
  • посев кала на дисбактериоз – метод, определяющий количество нормальной и условно-патогенной флоры, а также их чувствительность к различным лекарственным средствам. Особое значение имеют условия сбора анализов кала: он должен быть свежесобранным не допускается длительное хранение на воздухе и при комнатной температуре ), а также в достаточном количестве ( не менее 5-10 г ). При сдаче анализа кала на дисбактериоз нужно прекратить прием препаратов нормальной флоры.

ГЛИСТЫ У ДЕТЕЙ



Малыш познает мир, пробуя на вкус все, что попадает ему в руки. И на детской площадке, и даже дома нет никакой гарантии, что его минуют заболевания глистами.
 У детей защитные барьеры желудочно-кишечного тракта несовершенны, поэтому они очень восприимчивы к паразитарным инфекциям.
Глисты симпомы у ребенка:

Энтеробиоз вызывают острицы. У ребенка возникает сильный зуд в области заднего прохода ( в основном, ночью, но не только ). Появляется нарушение сна, боли в животе, ночное недержание мочи. У девочек острицы вызывают раздражение наружных половых органов. При заражении аскаридами ( глистами ) может возникнуть кашель, затрудненное дыхание, повышение температуры.
Появляются расстройства сна и пищеварения, тошнота, рвота, понос или запоры, боли в животе. На коже видны высыпания. Ребенок быстро худеет, становится раздражительным, у него нарушается сон.
Лечение глистов у детей:

Чтобы как можно быстрее начать лечение глистов, срочно обратитесь к педиатру. Для изгнания глистов существуют специальные препараты. Лечение проводится одновременно у всех членов семьи. Проглаживайте постельное белье и пижаму малыша горячим утюгом. Всем членам семьи надо мыть руки перед едой и не только.
Тщательно обрабатывайте фрукты и овощи, кипятите воду. Если у вас есть кот или собака, сделайте животному анализ на выявление этих паразитов. Если кроха уже ползает, убирайте уличную обувь в шкафы, не оставляйте прогулочную коляску в коридоре. Дважды в день мойте пол дезинфицирующими средствами. Игрушки несколько раз в неделю купайте с мылом. На улице следите, чтобы ребенок не брал в рот предметы с земли, не играл с животными.

ГИПЕРТОНУС НОВОРОЖДЕННЫХ


Гипертонус новорожденных может возникнуть из-за усиления активности мозговых структур, влияющих на мышечный тонус. Происходит это вследствие поражения ткани мозга плода во время беременности или во время родов. Иногда причиной гипертонуса у новорожденных становится повышение внутричерепного давления или просто повышенная возбудимость малыша.


Симптомы гипертонуса у грудничка:Для новорожденного характерна поза эмбриона, в которой он находится в утробе матери: руки согнуты, кулачки находятся на уровне грудной клетки, ножки подогнуты и слегка разведены в стороны, голова немного запрокинута назад. Даже стопы малыш держит полумесяцем.
Но примерно через три месяца мышцы постепенно расслабляются. Однако в некоторых случаях гипертонус продолжает оставаться. Это сигнал того, что с нервной системой ребенка не все в порядке.



Лечение гипертонуса новорожденных:Опытный невролог обнаружит у крохи гипертонус уже при первом осмотре, через месяц после его рождения. В этом случае медлить нельзя. Повышение тонуса не только указывает на поражение мозговых структур. Оно приводит к ограничению двигательной активности ребенка и в результате – к формированию задержки моторного и психического развития малыша.
Для устранения гипертонуса у новорожденного применяются массаж, элементы лечебной гимнастики, физиотерапевтические процедуры. В сложных случаях врач может назначить лекарства, снижающие тонус. Но после проведенного курса вы не замечаете улучшения, ваши вопросы к доктору должны стать более конструктивными. Поинтересуйтесь у него, нет ли необходимости усилить лечение и не нужно ли провести какие-нибудь дополнительные исследования организма малыша.

ГАЙМОРИТ,СИНУСИТЫ: ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ


ВИДЫ СИНУСИТОВ


Синуситы: Симптомы синусита Хронический синусит Лечение синуситаС воспалением околоносовых пазух ( гайморитом, фронтитом ) шутки плохи. Но врачи умеют лечить синуситыПока у нас что-нибудь не заболит, мы не задумываемся, как гениально у нас устроено тело. Чтобы воздух согревался и очищался, он должен пройти по нескольким лабиринтам внутри носа – полостям, покрытым необходимой смазкой – слизью.
Эти полости называются придаточными пазухами и служат не только для комфортного дыхания, но и для выравнивания давления между полостными образованиями черепа и атмосферным. Когда эти пазухи воспаляются. Врачи называют это синуситом ( от лат. sinus – «пазуха» ).
Всего у человека 4 пары придаточных пазух носа: гайморовы, лобные, основные ( клиновидные ) и решетчатые. Гайморовы ( верхнечелюстные ) пазухи самые большие, объем каждой – около 30 см3, и поэтому гайморит – один из наиболее часто встречающихся видов синусита. Впервые симптомы этого заболевания описал врач Гаймор ( Хаймор ) в XVII веке – отсюда и название.


СИНУСИТЫ У ДЕТЕЙ

Окончательно гайморовы пазухи сформировываются только к 7 годам. У маленьких деток в основном наблюдаются этмоидит или фронтит. Иногда при обширном воспалении у детей постарше развивается полисинусит ( воспаление всех пазух ). При этом сначала воспаляются пазухи решетчатой кости ( этмоидит ), затем – околоносные пазухи ( гайморит ), а далее – воспаление лобных ( фронтит ) и клиновидных пазух ( сфеноидит ).
Недостатком всех пазух является то, что, будучи достаточно объемными, они имеют очень небольшие выводные отверстия – соустья ( 1-3 мм ), которыми пазухи открываются в носовую полость. При отеке слизистой оболочки соустья закрываются, нарушается отток слизи из пазух, отчего постепенно начинается воспаление.


ПРИЧИНЫ СИНУСИТОВ

Самая частая причина синуситов – недолеченный до конца насморк или перенесенное на ногах ОРВИ ( грипп, корь и т.д. ). Могут иметь место и состояния, нарушающие носовое дыхание: искривление носовой перегородки, хронический ( аллергический или вазомоторный ) насморк. Очень часто синуситы провоцируют больные аденоиды или заболевания корней четырех задних верхних зубов.
Итак, сначала в пазуху попадают болезнетворные микробы, а организм по причине снижения иммунитета, охлаждения или аллергии не может дать необходимый отпор инфекции. Из-за отека прекращается вентиляция пазухи. Она изолируется от полости носа, но в ней постепенно выделяется слизь, постепенно заполняющая пазуху. Возникают идеальные условия для размножения микробов. Пазуху начинает заполнять гной, он усиленно всасывается в кровь, отравляя весь организм.


ХРОНИЧЕСКИЙ СИНУСИТ

Синуситы: Симптомы синусита Хронический синусит Лечение синуситаЕсли синусит не лечить, болезнь переходит в хроническую форму. Казалось бы, синусит отступает: головная боль постепенно прекращается, переходя в чувство тяжести, нос закладывает не постоянно, а чаще – в лежачем положении. Появляются жалобы, характерные для хронического воспаления носоглотки – першение, болезненность в горле при глотании, сухость.
Иногда этот процесс протекает бессимптомно и обнаруживает себя лишь через годы, когда ребенок уже учится в школе. Становясь хроническим, синусит нередко вызывает осложнения со стороны внутренних органов – сердца, почек, печени, легких.
Обычно отоларинголог ставит диагноз после рентгена. На сегодняшний день самый информативный метод диагностики – проведение компьютерной томографии придаточных пазух носа. Как вспомогательный метод иногда применяется диафаноскопия ( просвечивание придаточных пазух носа при помощи специального источника света, вводимого в рот исследуемого ).


ЛЕЧЕНИЕ СИНУСИТОВ

  • Первое, что нужно сделать, - снять отек с соустья, чтобы слизь могла выйти естественным путем. Для этого 3-4 раза в день больному ребенку капают сосудосуживающие капли ( нафтизин, санорин, галазолин ). Капли должны попасть непосредственно в средний носовой ход, поэтому положите малыша на кровать, запрокинув ему голову назад. Если воспаление пазух одностороннее, наклоните голову ребенка в больную сторону.
  • Параллельно используют противовоспалительные ( протаргол, колларгол ), антибактериальные и противоаллергические препараты.
  • Если время упущено и воспаление пазух стало гнойным, назначаются антибиотики.


ПРОКОЛ ГАЙМОРИТА

  • Пункцию, или прокол, проводят в особо тяжелых случаях. Но сделать его можно только при гайморите. Остальные пазухи недоступны для промывания. К сожалению, психологически дети воспринимают этот метод лечения довольно тяжело, хотя пункция делается под местной анестезией.
  • Бескровный дренаж пазух проводят катетером «ЯМИК». Он состоит из 2 тонких трубочек и 2 резиновых баллончиков. Одну трубочку вставляют в нос больному и «работают» баллончиками. Раздуваясь выше и ниже соустий пазух, они перекрывают выходы из полости носа в глотку и ноздрю.
  • Промывание пазух под давлением осуществляется с помощью вакуумного прибора. Отрицательное давление помогает выкачать гной, а затем ввести лекарство.


СИМПТОМЫ ВОСПАЛЕНИЯ ПАЗУХ ( СИНУСИТОВ )

Синуситы: Симптомы синусита Хронический синусит Лечение синуситаСам по себе затяжной насморк – не повод для паники, но если при своевременном лечении у ребенка нос заложен дольше 7-10 дней и малыш не чувствует никакого облегчения, есть риск, что в пазухах началось воспаление. Обратите внимание на такие симптомы:
  • длительный насморк с гнойными слизистыми или водянистыми выделениями;
  • затруднение носового дыхания, возможна попеременная заложенность правой и левой половины носа;
  • сухость глотки;
  • частое отхаркивание, обильные выделения слизистой или слизисто-гнойной мокроты по утрам;
  • тяжесть и боль в области воспаленной пазухи. Иногда боль в области зубов, глаза, скулы, щеки;
  • обостренная чувствительность части лица;
  • повышенная температура тела ( до 38С и выше ). Как правило, этот симптом наблюдается в остром случае. При хроническом процессе температура тела повышается редко или держится на субфебрильных отметках ( 37-37,5С );
  • недомогание: ослабление памяти, быстрая утомляемость, раздражительность. Светобоязнь, слезоточивость, отказ от пищи, нарушение сна;
  • ослабленное обоняние или его отсутствие;
  • отечность щеки и век.
Все симптомы усиливаются при наклоне вперед ( симптом завязывания шнурков ). Постепенно боль теряет локализацию, и у ребенка начинает болеть голова.
Чтобы не допустить перехода заболевания в хроническую стадию, не тяните время. Если у малыша есть хотя бы несколько из этих симптомов, проконсультируйтесь с врачом. Только он может правильно диагностировать заболевание и назначить соответствующее лечение.


НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА ЛЕЧЕНИЯ СИНУСИТОВ

1.Не стоит увлекаться народной медициной ( капать в нос соки, накладывать на переносицу компрессы ). При гнойном гайморите соустье набухает настолько сильно, что отток гноя становится невозможным. Во избежание осложнений ( сепсис, менингит ) лечение синуситов должно быть полностью под контролем врача и осуществляться только в сочетании с традиционным лечением.
2.Воздержитесь от прогреваний в домашних условиях. Как правило, это приводит только к ухудшению состояния. Не пробуйте самостоятельно промывать нос. Неправильно сделанное, промывание принесет скорее всего вред, чем пользу.
3.Хорошо зарекомендовала себя гомеопатия. Она усиливает защитные свойства организма.
4.Из физиопроцедур хороший эффект дают УФО полости носа, диатермия и др. Однако учитывайте, что при недостаточном оттоке гноя из пазухи тепловые процедуры могут привести к усилению головной боли и к обострению болезни.
5.Один из безопасных вариантов самолечения – ингаляции. Делать их надо с 5-7-го дня непрекращающегося насморка. Смешайте по 1 столовой ложке листьев шалфея, цветков ромашки и календулы. Залейте стаканом крутого кипятка, доведите до кипения и тут же снимите с огня.
Для процедуры можно использовать ингалятор. Или просто залейте эту смесь в фарфоровый чайник и, сделав из бумаги конус, попросите малыша подышать из носика. При отсутствии аллергии для ингаляции берут ментоловое масло и прополис, капая в кипяток по паре капель того и другого. Хороший вариант – дышать над кастрюлей с варенным в мундире картофелем.
6.Попробуйте провести массаж лица эбонитовым диском ( по часовой стрелке ). Делаем 1 оборот по лицу в течение 1 секунды. Продолжительность сеанса – 10-15 минут. На ночь можно положить кружок на область лба и носа.
При хроническом негнойном синусите ребенку можно помочь русская баня, особенно с сосновым и пихтовым отваром, а на ночь прикладывайте на область больной пазухи кусочки меди ( монетки до 1961 г ), закрепляя их пластырем.


ЛЕЧЕНИЕ ХРОНИЧЕСКИХ СИНУСИТОВ

Синуситы: Симптомы синусита Хронический синусит Лечение синуситаНа стадии рассасывания и для леченияхронического синусита врачи рекомендуют специальный массаж и дыхательную гимнастику.
МассажНесильно постукивайте по переносице 2-3 минуты большой фалангой большого пальца. В первое время нужно делать такое дренажное постукивание хотя бы 1 раз в полчаса. Найдите следующие точки: внутренний верхний угол брови, центральную точку между бровей, внутреннюю нижнюю часть глазницы, среднюю точку по носогубной складке. Эти точки должны быть немного болезненные. Массируйте их по часовой стрелке ( по 20-30 секунд на каждую точку ).
Дыхательная гимнастикаПусть ребенок по очереди подышит по 10 раз правой и левой ноздрей ( по 4-6 секунд ), закрывая их большим и указательным пальцами. Это упражнение помогает улучшить кровообращение.

ВУЛЬВОВАГИНИТ: СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ


Возбудители вульвовагинита различны: стрептококк, кишечная палочка, стафилококк, энтерококк. Они постоянно живут на стенках влагалища, но малейшее снижение иммунитета ( малышка перенесла ОРЗ, грипп, ангину, просто переохладилась ) – и они начинают активно размножаться.
Нередко болезнь появляется на фонедисбактериоза. Иногда к вульвовагиниту приводят острицы ( простые глисты, которые обитают в нижнем отделе кишечника ). Еще одна причина – инородное тело, которое девочка может засунуть внутрь.




Симптомы вульвовагинита:Основной признак вульвовагинита– желтоватые или зеленоватые выделения из половой щели. Малышка капризничает, отказывается идти в туалет, испытывает боль при мочеиспускании, ее беспокоит зуд. Малые и большие половые губы краснеют и становятся отечными. Иногда повышается температура.


Лечение вульвовагинита:Врач обязательно возьмет мазок для определения микрофлоры и чувствительности бактерий к препаратам и назначит терапию по результатам анализов. Кроме того, он порекомендует влагалищные свечи или мази. Благоприятно действуют сидячие ванночки с шалфеем, календулой и ромашкой. Длительность процедуры – 15-20 минут.
Если у малышки глистная инвазия, врач порекомендует антигельминтные препараты: ведь пока паразиты не исчезнут, болезнь будет повторяться. Поливитамины – обязательная составляющая терапии. Чтобы подавить болезнетворные бактерии, нужно укрепить защитные силы организма. Лечение вульвовагинита непременно дополняется эубиотиками. Эти препараты нормализуют, и восстанавливает микрофлору: и кишечную, и влагалищную.

ВОСПАЛЕНИЕ ЛЕГКИХ: СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ




У детей раннего возраста воспаление легкихявляется частым и опасным осложнением гриппа и острых респираторных заболеваний. Но воспаление легких может возникнуть и самостоятельно, по вине таких возбудителей, как бактерии или грибки.
Предрасполагающими факторами пневмонии являются снижение иммунитета, нарушения питания ( витаминная недостаточность ), сильное переохлаждение и т.п.


Симптомы воспаления легких:При воспалении легких ребенок становится беспокойным, плохо ест, мало спит. У него повышается температура с ознобом, а иногда – с потливостью, появляется кашель, слышится тяжелое учащенное дыхание: до 2 мес. – 60 и более дыхательных движений ( надо считать или вход или выдох ), от 2 мес. До года – 50 и более.
Организму начинает не хватать кислорода, поэтому появляется синева около глаз и в области носогубного треугольника. Но учтите, что у детей первых месяцев жизни температура может быть нормальной, а кашель – непостоянным.


Лечение воспаления легких:Если все признаки указывают на то, что у ребенка развивается воспаление легких, немедленно обращайтесь к врачу. Ни в коем случае не лечите малыша домашними средствами! Он должен находиться под наблюдением специалиста до тех пор, пока полностью закончится воспалительный процесс в легких.
Основной метод лечения воспаления легких– антибиотики. Полезны растирания грудной клетки бальзамом с эвкалиптовым маслом. При кашле прописывают отхаркивающие препараты. Возможно, доктор примет решение поместить малыша в больницу. Не отказывайтесь – там малышу сделают процедуры, которые нельзя осуществить в домашних условиях.

ВЕТРЯНКА У ДЕТЕЙ: СИМПТОМЫ И СПОСОБЫ ЛЕЧЕНИЯ


ВЕТРЯНКА – это одно из самых распространенных заболеваний, встречающихся у детей.
 Болеют ветрянкойтолько один раз, после этого у человека вырабатывается пожизненный иммунитет, причем, у детей данное заболевание протекает намного легче, чем у взрослых людей. Ветрянка у детей, способы заражения и симптомы ветрянки - об этом должен знать каждый родитель. Итак, как же можно заразиться ветрянкой?
Ветрянка передается через слизистые оболочки глаз и верхних дыхательных путей. То есть, можно сказать, что она передается по воздуху - воздушно-капельным путем. Несложно догадаться, что именно из-за такой особенности передачи это заболевание и получило название – ветрянкаВетрянка чаще возникает у детей, посещающих детские дошкольные и образовательные учреждения. Чаще ветрянка встречается у детей младше 10-12 лет. В детском коллективе стоит лишь одному ребенку подхватить ветрянку, как он становится заразным для других детейВетрянка у детей – всегда повод полечиться дома. Помните, ветрянка у детей – это не обычный насморк, а намного заразнее. Поэтому лечение ветрянки у детей всегда осуществляется в карантинных условиях. Хотя, во многих европейских странах ребенка, зараженного данным заболеванием, не ограничивают в общении со своими сверстниками, так как считается, что лучше переболеть ветрянкой в раннем возрасте, тогда и лечение, как таковое не потребуется.
Заразной ветрянка у детей становится за один день до начала кожных высыпаний. Карантин заканчивается через 5 дней после появления последних высыпаний. По рекомендациям медиков карантин у детей, больных ветрянкой длится в течение девяти дней с момента появления первого высыпания. Хотя такие меры предостороженности редко помогают, так как ветрянка у детей передается еще до появления первых высыпаний, в то время, когда ребенок еще не ограничен в общении с окружающими.


Симптомы ветрянки и развитие заболевания.
Ветрянка у детей и взрослых никак себя не проявляет в течение 1-3 недель. Это срок ее инкубационного периода. Минимальный срок инкубационного периода составляет 7 дней. По истечению данного срока у заболевшего резко повышается температура до 39-39,5 градусов. И если бы не практически одновременное появление сыпи, то ветрянку у детейможно было бы принять за ОРЗ. К тому же к симптомам ветрянкиотносится головная боль и чувство слабости.
Сначала появляются несильные высыпания на коже, просто плоские розовые пятнышки. Буквально за несколько часов количество высыпаний резко увеличивается. Пятнышки становятся более выпуклыми и образуются пузырьки с жидким содержимым. Их ни в коем случае нельзя выдавливать.Лечение ветрянки у детей проводится совсем по-другому. Первые 3-4 дня ветрянка у детей сопровождается очень сильными высыпаниями и не только на коже, но на слизистых оболочках – глазах, гениталиях, во рту. Самое неприятное, что эта сыпь еще и сильно зудит, но расчесывать ее нельзя, во избежание занесения в ранку инфекции. Одни пузырьки проходят – появляются новые. Ветрянка у детей протекает волнообразно. Новые высыпания обычно появляются в течение 3-4 дней. Затем болезнь идет на спад. На месте волдырей остаются корочки, которые постепенно отпадают самостоятельно и при соблюдении всех рекомендаций врача не оставляют от себя следов.


Лечение ветрянки у детей.
Во первых, необходимо знать, что ветрянка – это вирус, поэтому антибиотиками ее не вылечить. Но почему же некоторые врачи все же назначают антибиотики? Это делается в тех случаях, когда к ветрянке у детей присоединяется бактериальная инфекции, начинается нагноение пузырьков. Часто такое происходит из-за постоянных расчесывания сыпи. Именно поэтому лечение ветрянки у детей требует пристального внимания родителей. Нужно всеми способами постараться отвлечь ребенка от расчесывания сыпи. Почитайте ребенку сказку, поиграйте в спокойные игры. Обычно лечение ветрянки у детей проводится в амбулаторных условиях.
Хотя симптомы ветрянки не такие уж и невыносимые для ребенка, все же желательно на время болезни ( около недели ) сохранять постельный режим. Специфического лечения у ветрянки нет. Лекарств от нее не существует. Зато имеется возможность снизить до минимума неприятные ощущения, вызванные этим заболеванием. Для того, чтобы не допустить новых высыпаний, почаще меняйте постельное и нательное белье. Кстати, мочить сыпь нельзя, это только усугубит неприятные ощущения и удлинит срок заживания пузырьков. Единственным исключением является кратковременное принятие ванн с добавлением слабого раствора марганца. К слову, относительно того принимать ванны или нет мнения российских и европейских педиатров расходятся. Европейские педиатры считают, что нужно принимать не ванну, а купаться под душем при наличии сильных симптомов ветрянки, а маленьким деткам душ просто необходим, так как малыши чаще страдают от бактериальной инфекции, проникающей через ранки. Маленьким детям не объяснишь, что чесаться нельзя. В таких случаях душ может заметно облегчить состояние ребенка. Наши же педиатры категорически против купаний под душем, да и в ванной в период острых высыпаний. Но, в любом случае, купаться под проточной водой не следует. Помимо этого, желательно соблюдать несложную диету. Ветрянка у детей протекает намного легче при исключении из их рациона всевозможных аллергенов. Рекомендованы к употреблению молочные и растительные продукты. Не обойтись без обильного питья, как и при любой болезни. Особенно необходимо употреблять достаточное количество жидкости ребенку, у которого высокая температура, так как жар может вызвать даже обезвоживание организма. Обычно ветрянка у детей забирает много сил, пропадает аппетит, но необходимо приложить все усилия и проявить смекалку, чтобы восполнить у малыша дефицит жидкости и питательных веществ в организме.
Понятное дело, что лечение ветрянки у детей предполагает и прием жаропонижающих средств. Давать ребенку жаропонижающее необходимо при температуре тела выше 38-38,5 градусов. Из жаропонижающих не рекомендован прием аспирина, особенно детям младше 12 лет. Обычно при появлении симптомов ветрянки рекомендован прием лекарственных средств, содержащих парацетамол. Он, при правильных дозировках, безопасен для ребенка, оказывает жаропонижающее и противовоспалительное действие. Для того, чтобы снять такой симптом ветрянки как зуд, можно попросить педиатра назначить антигистаминный препарат в безопасной дозировке, к примеру, «Диазолин». При переходе высыпаний на глаза, можно использовать специальный глазной гель «Ацикловир», который эффективно борется против вируса герпеса.
Многие родители абсолютно уверенны, что лечением ветрянки у детейявляется смазывание пузырьков зеленкой. Даже сейчас, гуляя по улице таким вот образом можно легко определить ребенка, переболевшеговетрянкой - по характерным «пятнышкам» зеленки. На самом деле, зеленка не лечит симптомы ветрянки, а выполняет лишь обеззараживающую функцию, защищает от проникновения бактериальной инфекции в ранку. Особенно это важно для ребенка. Врачам же удобно по этим пятнышкам определять - заразен ли ребенок. То есть зеленка не является лечением ветрянки у детей, а служит для фиксирования новых высыпаний. Это очень удобно, в первую очередь, для врачей. К тому же зеленка несколько уменьшает зуд. Помимо зеленки, высыпания можно просто смазывать слабым раствором марганца. Такой вариант больше подойдет взрослому человеку, не желающему ходить обмазанным зеленкой. Спиртом ни в коем случае смазывать нельзя.


Последствия ветрянки у детей.
Относительно внешних проявлений последствий ветрянки у детей – это рубчики, оставшиеся на месте пузырьков. Такое часто встречается у техдетей, да и взрослых у которых за время лечения ветрянки наблюдалось нагноение, воспаление пузырьков.
Очень тяжелые осложнения встречаются довольно редко. К ним относится воспаление головного мозга – энцефаломиелит.
Особенно опасна врожденная ветрянка. Избежать ветрянки во время беременности можно, если вовремя сделать прививку. Прививки делаются тем людям, которые никогда не болели ранее ветрянкой. Определить это можно по специальному анализу крови. Кстати, если ребенок пообщался с больным ветрянкой, то есть все шансы не допустить развития ветрянки у вашего ребенка, если вовремя сделать прививку. По результатам исследований прививку целесообразно сделать в течение 48-72 часов после контакта с больным человеком. Но стоит ли таким образом «тормозить» развитие ветрянки у детей? Об этом до сих пор ведут споры медики.
В большинстве случаев ветрянка у детей старше годика проходит бесследно, без всяких осложнений, при условии надлежащего ухода, конечно же

БРОНХИТ У ДЕТЕЙ


Органы дыхания у малышей еще не достаточно крепкие, поэтому любая инфекция верхних дыхательных путей способна вызвать воспаление бронхов ( бронхит ) у ребенка. Будьте особенно внимательны и в том случае, если в вашей семье кто-то курит. Ведь вдыхание малышом табачного дыма из воздуха также способствует появлениюбронхита у ребенка.


Симптомы бронхита:
Если у малыша налицо все признаки простуды, и, кроме того, его мучает сильный кашель, врач часто ставит диагноз ребенку– острый бронхит. В начале болезни кашель, как правило, сухой. Через некоторое время он становится мягче. А если приступы сопровождаются свистящими дыханием, то, скорее всего, это обструктивный бронхит.
Второй вариант бронхита характерен тем, что вы, стоя на небольшом расстоянии от крохи, слышите, как он со свистом выдыхает воздух. Бронхи у детей узкие, а при отеках просвет в них становится еще тоньше. Поэтому воздух проходит сквозь них с трудом.


Лечение бронхита у детей:Повторяющийся бронхит у ребенка коварен тем, что истощаются стенки бронхов и увеличивается шанс появления в будущем астмы. Поэтому важно начинать лечение любого кашля сразу же и не останавливаться, пока он полностью не пройдет.
Первое, что нужно сделать при бронхите у ребенка, - снять спазм бронхов. Для этого врач выпишет спазмолитики или противоотечные средства. Возможно, он порекомендует парить малышу ноги или ставить горчичники на икроножные мышцы.
Специальный массаж поможет очистить бронхи ребенка от скопившейся слизи. При мокром кашле помогает компресс. Но запомните, что при свистящем дыхании ( а также при высокой температуре ) делать малышу массаж и согревающие компрессы на грудную клетку нельзя.

АТОПИЧЕСКИЙ ДЕРМАТИТ У ДЕТЕЙ: ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ



Виновники заболевания атопическим дерматитом у детей различны: это и некорректное меню кормящей мамы, и не вовремя введенный прикорм, и дисбактериоз, и наследственная предрасположенность, и неправильные гигиенические процедуры, и использование раздражающих косметических средств.



СИМПТОМЫ АТОПИЧЕСКОГО ДЕРМАТИТА УГРУДНОГО РЕБЕНКА:АТОПИЧЕСКИЙ ДЕРМАТИТ у грудного ребенкаможет начинаться с появления небольшой припухлости на лбу и щеках. Также краснеет и сильно шелушится кожа на руках и ягодицах, затем на ногах. Через некоторое время высыпаю мелкие пузырьки. Малыша беспокоит зуд. Кроме того, могут увеличиться миндалины и аденоиды.


ЛЕЧЕНИЕ АТОПИЧЕСКОГО ДЕРМАТИТА У ДЕТЕЙ:Если врач найдет нужным, он пропишет антигистаминные лекарственные препараты. С дерматитом помогут справиться мази, отвары трав, а также биопрепараты и лечебные кисломолочные продукты, которые обладают способностью нормализовать микрофлору кишечника.
Но главное – распознать и исключить аллерген. А если это не удается, обратитесь к врачу и сдайте соответствующие анализы. Если вы кормите грудью, позаботьтесь, чтобы ваше молоко было безопасным. Исключите из своего рациона аллергены ( мед, сгущенку, орехи, морковь, цитрусовые ). Малышам-искусственникам назначают гипоаллергенное питание на основе сои

АНГИНА У ДЕТЕЙ: ПРИЧИНЫ, СИМТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ.и вообще что почем.


АНГИНУ У ДЕТЕЙ в большинстве случаев вызывают стафилококки или стрептококки, а также аденовирусы. Откуда они берутся? Возможно, бактерии «дремали» на слизистой дыхательных путей и активизировались, когда ребенок замерз на прогулке.
Они также могут попасть в организм ребенка извне, например, от взрослых, которые окажутся рядом с ним дома или на улице.


Симптомы ангины у ребенка:АНГИНА У РЕБЕНКА обычно начинается внезапно. Температура резко повышается и может доходить до 39-41 С. Увеличиваются шейные и подчелюстные лимфатические узлы – вы можете убедиться в этом на ощупь. Малыш капризничает, ему больно глотать, поэтому он отказывается от еды. Миндалины увеличены, на них виден белый или желтоватый налет.


Лечение ангины у детей:С появлением первых симптомов ангины вызовите врача. Если температура поднялась выше 38,5 С, больному ребенку до прихода доктора можно давать только жаропонижающее лекарство – парацетамол или его производные ( панадол, эффералган, калпол ), лучше всего в виде сиропа или в свечах ( свечи дают более быстрый жаропонижающий эффект ). Остальные лекарственные препараты должен прописать специалист. Например, при гнойном налете не избежать лечения ангиныантибиотиками.
Постепенно предлагайте ребенку теплое питье: чай с лимоном, медом или малиной ( если нет аллергии на эти продукты ), компот из сухофруктов. При отсутствии температуры давайте ребенку на ночь подогретое молоко с медом ( если нет аллергии ) и кусочком сливочного масла. Этот напиток – очень хороший помощник в борьбе с ангиной у детей.

1 год и 3 месяца



За свой первый год жизни ваш чудесный малыш значительно изменился.
 Он вырос на 20—25 см, утроилась его масса тела, он научился самостоятельно пить из чашки, ставить ее на стол, пользоваться во время игры предметами, возможно, он умеет ходить. Кроме всего этого, ваш ребенок, наверняка, понимает названия многих предметов, знает свое имя и имена окружающих его людей, умеет общаться, используя простые слова, понимает ваше «нельзя», выполняет несложные просьбы, заученные действия... Как много достижений за такой короткий период! Почувствовали гордость за своего кроху?
Итак, стартовал второй год вашей удивительной жизни вместе с малышом.
В первом полугодии второго года жизни в основном происходит совершенствование и закрепление тех умений, которые возникли в конце первого года жизни. Прежде всего, совершенствуется ходьба.
К полутора годам малыш может перешагивать через препятствия приставным шагом, начинает бегать. В этом возрасте ребенок очень подвижен — за день он пробегает по нескольку километров. И при этом не устает! У малыша появляются представления о расстоянии и расположении предметов в пространстве. А повышенная двигательная активность усиливает интерес ко всему, что его окружает. Юному исследователю хочется все потрогать, попробовать на зубок.
Ваш малыш еще во многом зависит от взрослых, особенно от матери. Но он стремится к самостоятельности, свое неудовольствие выражает плачем, упрямится, если его не понимают, любит общаться с взрослыми, умеет лукавить, удивляться новому и радоваться от души. Он полон энергии и готов ею с вами поделиться.
Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе. У разных детей освоение собственных возможностей происходит в разное время. Однако существуют возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать ходить, бегать, рисовать, говорить, читать, писать... Все эти рамки показывают родителям, не позже какого срока должна развиться та или иная функция. Если она не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, если малыш серьезно болен или когда с ним никто не занимается.
Познакомьтесь с навыками, которые ребенок должен приобрести к определенному возрасту. Не огорчайтесь, если ваш малыш пока кое с чем не справляется. Это вам подсказка — в чем ему надо поупражняться. Ведь стоит уделить ребенку хотя бы немного внимания, обучать его через игру, что-то рассказывать, показывать ему картинки, читать книги, как он начинает умнеть, взрослеть не по дням, а по часам. Но если ваше беспокойство не проходит, малыш не умеет многое из того, что положено в его возрасте, - обязательно проконсультируйтесь с педиатром и психологом.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА:

  • Делает попытки слезть с высокого стула.
  • Хорошо ползает; преодолевает несколько ступенек лестницы на четвереньках с одинаковой легкостью что вверх, что вниз.
  • С поддержкой шагает по лестнице.
  • Ходит без поддержки.
  • Путешествует по жилым помещениям: от ползания переходит к ходьбе, от ходьбы - обратно к ползанию.
  • Умеет пятиться задом.
  • Может взбираться на мебель.
  • Хорошо сидит на детском стуле.
  • Ловко бросает мяч, пинает его (хотя зачастую и промахивается), катает мяч.
  • Пользуется различными бытовыми предметами: зубной щеткой, чашкой, блюдечком, ложкой, расческой и т. д.
  • Может самостоятельно принимать пищу.
  • Открывает доступные ему дверцы шкафов и тумбочек, вытаскивает обнаруженные там предметы.
  • Помогает взрослому при одевании: рукой ищет рукав, сам ставит ножку в обувь.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА:

  • Малыш любит игры с мячом.
  • Очень интересуется содержимым шкафов: открывает дверцы, выдвигает ящики, выбрасывает содержимое шкафов наружу и подолгу рассматривает его.
  • Пользуется посудой, туалетными принадлежностями.
  • Любит «говорить» по телефону.
  • Любит прогулки; торопясь гулять, помогает при одевании.
  • Активно демонстрирует свои чувства: обнимает и целует любимую игрушку, человека, которого любит.   
  • Если его обязывают делать то, что он не хочет, - злится и всем своим видом демонстрирует независимость.
  • Близких людей знает не только по лицам, но и по именам; понимает, о ком говорят, когда произносят имя.
  • Правильно выполняет такие указания, как «Возьми ложку», «Дай игрушку», «Брось мячик» и т. д.
  • Проявляет интерес к более сложным, чем игрушки, предметам, интересуется их устройством.
  • Любит выкладывать предметы из коробки и складывать их обратно; закрывает коробку крышкой.
  • С удовольствием играет в кубики: ставит их один на другой.
  • Может играть с доступными ему бытовыми предметами: обувью, шкатулкой, коробкой, чашками, кастрюлькой, косметическим набором мамы, шляпой и т. п.
  • «Разговаривает» с предметами, с которыми играет.
  • Пытается рисовать.

Какая гимнастика рекомендуется в этом возрасте?
Детям нельзя навязывать выполнение упражнений. Поэтому постарайтесь превратить гимнастику в увлекательную игру, в которую вы можете играть и дома, и во время прогулок. Можете выполнять упражнения под музыку, чтобы было веселее.
Занятия проводите ежедневно или один раз в два дня, через 30-40 минут после завтрака или сразу после дневного сна в течение 10-12 минут.
На малыша наденьте шортики, маечку и носочки. Занятия выполняйте при открытой форточке или в проветренной комнате.
Прежде чем приступить к веселой гимнастике, приготовьте все необходимое. Вам понадобятся: забавные игрушки, обруч, большой мяч, палка или доска, ящик, коврик.
Первые самостоятельные шаги
Взрослый стоит на полу, держась за какой-нибудь предмет, например, стол, диван, кресло или прислонившись к нему. Поманите ребенка яркой игрушкой, то приближая ее, то отдаляя от малыша. Повторите 2-4 раза.
Приседайте, держась за обруч
Малыш держится обеими руками за обруч, который находится в руках у взрослого. По команде «Сядем!»  ребенок приседает, не отпуская обруча. Приседайте вместе с ним. Повторите 5-6 раз.
Проползание через обруч
Взрослый держит обруч, через который видна игрушка, привлекающая внимание малыша. Ребенок проползает через обруч и выпрямляется.  Можно положить игрушку повыше, например, на стол. Это заставит ребенка тянуться за ней. Повторите 4-6 раз.
Проползание под препятствием (палкой или доской)
Установите препятствие на высоте 30-50 см. После проползания предложите ребенку достать игрушку, положенную на табурет высотой 40-45 см. Повторите 3-4 раза.
Сгибание и разгибание туловища
Посадите ребенка к себе на колени. Зажмите своими бедрами его голени. Проводите сгибание и разгибание туловища малыша. Повторите 3-4 раза.
Катание мяча
Сядьте с ребенком на пол друг напротив друга, широко расставив ноги. Катайте большой мяч в любом заданном направлении. Повторите 6-8 раз.
Залезание на предмет (ящик, диван)
Вначале предложите малышу залезть на ящик высотой 10-15 см, а потом на диван высотой 40 см. Повторите 2-3 раза.
Приседание за игрушкой
Положите 2-3 игрушки в разных концах комнаты. Побуждайте ребенка приседать, чтобы он поднял игрушки. Повторите 2-3 раза.
Бросание мяча
Ребенок стоит без опоры, держа большой мяч двумя руками. Пусть он бросает мяч двумя руками в любом направлении. Повторите 4-6 раз.
Поднимание ног
Ребенок лежит на спине на коврике. Держите крепко палку над его ногами на высоте 50-60 см. Малыш должен поднимать ноги,  стараясь дотянуться ими до палки. Повторите 3-4 раза.
Ходьба
Малыш стоит без опоры. Побуждайте его к ходьбе по комнате на расстояние 5-8 метров, оказывая ему необходимую поддержку. Повторите 2-3 раза

1 годик

За свой первый год жизни ваш чудесный малыш значительно изменился. Он вырос на 20—25 см, утроилась его масса тела, он научился самостоятельно пить из чашки, ставить ее на стол, пользоваться во время игры предметами, возможно, он умеет ходить. Кроме всего этого, ваш ребенок, наверняка, понимает названия многих предметов, знает свое имя и имена окружающих его людей, умеет общаться, используя простые слова, понимает ваше «нельзя», выполняет несложные просьбы, заученные действия... Как много достижений за такой короткий период! Почувствовали гордость за своего кроху?
Итак, стартовал второй год вашей удивительной жизни вместе с малышом.
В первом полугодии второго года жизни в основном происходит совершенствование и закрепление тех умений, которые возникли в конце первого года жизни. Прежде всего, совершенствуется ходьба.
К полутора годам малыш может перешагивать через препятствия приставным шагом, начинает бегать. В этом возрасте ребенок очень подвижен — за день он пробегает по нескольку километров. И при этом не устает! У малыша появляются представления о расстоянии и расположении предметов в пространстве. А повышенная двигательная активность усиливает интерес ко всему, что его окружает. Юному исследователю хочется все потрогать, попробовать на зубок.
Ваш малыш еще во многом зависит от взрослых, особенно от матери. Но он стремится к самостоятельности, свое неудовольствие выражает плачем, упрямится, если его не понимают, любит общаться с взрослыми, умеет лукавить, удивляться новому и радоваться от души. Он полон энергии и готов ею с вами поделиться.
Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе. У разных детей освоение собственных возможностей происходит в разное время. Однако существуют возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать ходить, бегать, рисовать, говорить, читать, писать... Все эти рамки показывают родителям, не позже какого срока должна развиться та или иная функция. Если она не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, если малыш серьезно болен или когда с ним никто не занимается.
Познакомьтесь с навыками, которые ребенок должен приобрести к определенному возрасту. Не огорчайтесь, если ваш малыш пока кое с чем не справляется. Это вам подсказка — в чем ему надо поупражняться. Ведь стоит уделить ребенку хотя бы немного внимания, обучать его через игру, что-то рассказывать, показывать ему картинки, читать книги, как он начинает умнеть, взрослеть не по дням, а по часам. Но если ваше беспокойство не проходит, малыш не умеет многое из того, что положено в его возрасте, - обязательно проконсультируйтесь с педиатром и психологом.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА:

  • Делает попытки слезть с высокого стула.
  • Хорошо ползает; преодолевает несколько ступенек лестницы на четвереньках с одинаковой легкостью что вверх, что вниз.
  • С поддержкой шагает по лестнице.
  • Ходит без поддержки.
  • Путешествует по жилым помещениям: от ползания переходит к ходьбе, от ходьбы - обратно к ползанию.
  • Умеет пятиться задом.
  • Может взбираться на мебель.
  • Хорошо сидит на детском стуле.
  • Ловко бросает мяч, пинает его (хотя зачастую и промахивается), катает мяч.
  • Пользуется различными бытовыми предметами: зубной щеткой, чашкой, блюдечком, ложкой, расческой и т. д.
  • Может самостоятельно принимать пищу.
  • Открывает доступные ему дверцы шкафов и тумбочек, вытаскивает обнаруженные там предметы.
  • Помогает взрослому при одевании: рукой ищет рукав, сам ставит ножку в обувь.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА:

  • Малыш любит игры с мячом.
  • Очень интересуется содержимым шкафов: открывает дверцы, выдвигает ящики, выбрасывает содержимое шкафов наружу и подолгу рассматривает его.
  • Пользуется посудой, туалетными принадлежностями.
  • Любит «говорить» по телефону.
  • Любит прогулки; торопясь гулять, помогает при одевании.
  • Активно демонстрирует свои чувства: обнимает и целует любимую игрушку, человека, которого любит.   
  • Если его обязывают делать то, что он не хочет, - злится и всем своим видом демонстрирует независимость.
  • Близких людей знает не только по лицам, но и по именам; понимает, о ком говорят, когда произносят имя.
  • Правильно выполняет такие указания, как «Возьми ложку», «Дай игрушку», «Брось мячик» и т. д.
  • Проявляет интерес к более сложным, чем игрушки, предметам, интересуется их устройством.
  • Любит выкладывать предметы из коробки и складывать их обратно; закрывает коробку крышкой.
  • С удовольствием играет в кубики: ставит их один на другой.
  • Может играть с доступными ему бытовыми предметами: обувью, шкатулкой, коробкой, чашками, кастрюлькой, косметическим набором мамы, шляпой и т. п.
  • «Разговаривает» с предметами, с которыми играет.
  • Пытается рисовать.

Какая гимнастика рекомендуется в этом возрасте?
Детям нельзя навязывать выполнение упражнений. Поэтому постарайтесь превратить гимнастику в увлекательную игру, в которую вы можете играть и дома, и во время прогулок. Можете выполнять упражнения под музыку, чтобы было веселее.
Занятия проводите ежедневно или один раз в два дня, через 30-40 минут после завтрака или сразу после дневного сна в течение 10-12 минут.
На малыша наденьте шортики, маечку и носочки. Занятия выполняйте при открытой форточке или в проветренной комнате.
Прежде чем приступить к веселой гимнастике, приготовьте все необходимое. Вам понадобятся: забавные игрушки, обруч, большой мяч, палка или доска, ящик, коврик.
Первые самостоятельные шаги
Взрослый стоит на полу, держась за какой-нибудь предмет, например, стол, диван, кресло или прислонившись к нему. Поманите ребенка яркой игрушкой, то приближая ее, то отдаляя от малыша. Повторите 2-4 раза.
Приседайте, держась за обруч
Малыш держится обеими руками за обруч, который находится в руках у взрослого. По команде  «Сядем!»  ребенок приседает, не отпуская обруча. Приседайте вместе с ним. Повторите 5-6 раз.
Проползание через обруч
Взрослый держит обруч, через который видна игрушка, привлекающая внимание малыша. Ребенок проползает через обруч и выпрямляется.  Можно положить игрушку повыше, например, на стол. Это заставит ребенка тянуться за ней. Повторите 4-6 раз.
Проползание под препятствием (палкой или доской)
Установите препятствие на высоте 30-50 см. После проползания предложите ребенку достать игрушку, положенную на табурет высотой 40-45 см. Повторите 3-4 раза.
Сгибание и разгибание туловища
Посадите ребенка к себе на колени. Зажмите своими бедрами его голени. Проводите сгибание и разгибание туловища малыша. Повторите 3-4 раза.
Катание мяча
Сядьте с ребенком на пол друг напротив друга, широко расставив ноги. Катайте большой мяч в любом заданном направлении. Повторите 6-8 раз.
Залезание на предмет (ящик, диван)
Вначале предложите малышу залезть на ящик высотой 10-15 см, а потом на диван высотой 40 см. Повторите 2-3 раза.
Приседание за игрушкой
Положите 2-3 игрушки в разных концах комнаты. Побуждайте ребенка приседать, чтобы он поднял игрушки. Повторите 2-3 раза.
Бросание мяча
Ребенок стоит без опоры, держа большой мяч двумя руками. Пусть он бросает мяч двумя руками в любом направлении. Повторите 4-6 раз.
Поднимание ног
Ребенок лежит на спине на коврике. Держите крепко палку над его ногами на высоте 50-60 см.  Малыш должен поднимать ноги,  стараясь дотянуться ими до палки. Повторите 3-4 раза.
Ходьба
Малыш стоит без опоры. Побуждайте его к ходьбе по комнате на расстояние 5-8 метров, оказывая ему необходимую поддержку. Повторите 2-3 раза.

двенадцатый месяц

Физическое развитие

Завершается первый год жизни ребенка. Антропометрическая динамика за прошедшие двенадцать месяцев колоссальная! Вы хорошо помните, как выглядело это розовое нежное создание триста шестьдесят пять дней назад? Достижения чада за это время удивительны и огромны! Кроха вырос на 25 сантиметров и набрал приблизительно 7 килограмм массы тела от момента рождения! Уже шесть-восемь зубов  в арсенале маленького человека! А разве не достижение – навык покорения пространства?!

На этом этапе различия в двигательном развитии малышей сохраняются. Маленькие исследователи много и уверенно ползают, опираясь на ладошки и коленки. Более ловкие дети ходят самостоятельно или придерживаясь за руку взрослого или мебель. У малыша начинает вырабатываться контроль собственных движений, он пробует удерживать равновесие с помощью одной руки, для того чтобы в другой можно было держать игрушку. Сидящий на полу ребенок не теряет равновесие даже тогда, когда вы поднимаете ему ножку (например, надевая ботиночек).

Движения руки тоже становятся более координированными. Пытаясь захватить одновременно несколько предметов, малыш раскрывает ладошку соответственно их размерам. Развиваются сочетанные движения обеих рук: ребенок может брать игрушки одновременно двумя руками. Появляется «щипковый захват» - ребенок захватывает мелкие предметы и игрушки согнутыми большим и указательным пальцем. Малыш постепенно учится быть более самостоятельным — сам ест печенье или сушку, пытается пить из чашечки, держать ложку.

Ребенок начинает постигать пространственные отношения. Ему нравится вынимать игрушки из коробок и банок. Складывать предметы обратно у малыша не всегда получается. Ему трудно понять, как вложить один предмет в другой. Особенно это заметно, если вы дадите малышу две круглые формочки - большого и маленького размера. Вместо того, чтобы вложить маленькую формочку в большую, он пытается всунуть большую в маленькую и предпринимает неоднократные попытки для достижения желаемого результата.

Осваивая первые шаги, малыш учится одно¬временно выполнять другие действия: толкать перед собой игрушку на колесиках, нести в одной или двух руках предмет, тянуть за собой машинку на веревочке. Малыши, которые начали ходить до года, продолжают осваивать новые движения -учатся приседать, ло¬житься без помощи взрослого, кидать и катить мяч и следить взглядом за его движением.

Психическое развитие


Малыши начинают открывать для себя новые закономерности - они понимают, что спрятанная на их глазах игрушка не пропадает, а остается на том же месте, где ее спрятали. Ребенок внимательно следит за вашей рукой, когда вы прячете игрушку, и сразу ищет ее там, где вы ее положили. Спрячьте кубик под небольшой коробкой - малыш приподнимет коробку, возьмет кубик и, довольный собой, покажет его вам.

В этом возрасте малышей можно начинать учить простым манипуляциям с игрушками - тянуть машинку к себе за веревочку, класть мишку «спать» в кроватку рядом с собой. Дети продолжают изучать непознанное. При этом способы исследовать новые предметы остаются старыми: ребенок трясет, стучит и тянет в рот и съедобное, и несъедобное. Он может пытаться кусать игрушку, похожую на фрукт, который недавно пробовал. Ощупывая и прикасаясь к различным предметам, малыш может показать вам, что ему приятны далеко не все тактильные ощущения. У некоторых малышей в этом возрасте может отмечаться повышенная тактильная чувствительность: им не нравится трогать желе или влажные мягкие предметы, вставать босиком на песок и т.п. Ребенку, бесспорно, нужен разный тактильный опыт, но с новыми ощущениями знакомьте его постепенно. Позволяйте малышу как можно больше ходить босиком по разным поверхностям: по полу, по траве и песку, влажному и сухому. Дотрагивайтесь до спинки и ручек малыша мягкой пуховкой, кусочками меха, теплыми и прохладными предметами. Любимой игрой малыша надолго становится игра «входит и выходит». Не случайно детские психологи называют этот возраст ребенка возрастом «Иа-Иа». Малыши часами могут скла¬дывать предметы в емкости, а потом доставать их оттуда.

Ребенок становится все общительнее и с удовольствием встречает уже знакомых взрослых, радуется встрече с ними и стремится быть в центре событий. Он все больше и больше нуждается в разнообразии. Игры малыша становятся более осмысленными. В этот период хорошо выделить специальное время для игр с ним. Очень важно, чтобы с ребенком как можно чаще играл папа. Игры пап и мам отличаются. Папы играют с малышами в «шумные» игры, поднимают их вверх, подбрасывают, учат пинать мяч.

Многие малыши проявляют все больший интерес к рассматриванию картинок в книжках. Это не мешает им использовать книжку как игрушку: малыш вертит книгу, стучит ею об пол, дергает за страницы. Именно поэтому первые книги для малышей должны быть небольшого формата, легкие, с картонными страницами. Покупайте книжки с картинками без текста. Не мешайте малышу играть с книжкой. Яркие картинки обязательно привлекут его внимание. Показывайте ребенку изображения знакомых предметов. Громко называйте их, читайте короткие стишки.

Ребенок требует большего внимания со стороны родителей. Он хочет общаться и ищет доступные ему средства коммуника¬ции. Малыш вырабатывает понятную родителям систему звуко¬вого сопровождения своих просьб — звуками и жестами нетерпения выражает желание пить, есть, указательным жестом выражает желание получить понра¬вившуюся игрушку или интересующий его предмет.

Ребенок учится произносить новые звуки и активно тренируется в их произношении. Он может произносить отдельные звуки и звукосочетания, повторяющиеся слоги («ма-ма», «па-па», «ба-ба»), которые у некоторых детей становятся первыми словами. В этом возрасте некоторые дети могут произнести пер¬вое слово. В чем разница между сочетанием звуков и словом? Слово всегда соотносится с определенным человеком, предметом или действием. Сочетания звуков, в отличие от слов, произносятся сами по себе, «в никуда», и не несут смысловой нагрузки. Вы замечаете, что, не умея говорить, ребенок многое понимает: не только слова, но и фразы. По просьбе мамы или папы малыш машет ручкой: «пока-пока», хлопает в ладошки, перестает совершать какие-то действия, реагируя на запрет родителей. Количество слов, которые ребенок понимает, значительно превосходит набор слов, которые он может произнести. Малыш понимает и выполняет простые просьбы: «дай мне», «покажи мне», «достань мячик». Кроха показывает на себя, когда его называют по имени, смотрит в сторону родителей, если о них говорят. Он начинает понимать слово «нет», но не всегда реагирует на запрет, например, на какое-то время перестает делать то, что не нравится родителям, чтобы потом продолжить снова.

Перечислим игрушки и предметы, полезные для развития малышей этого возраста: игрушки-гнезда (принцип матрешек), пирамидки и игрушки с надевающимися на стержень деталями, кубики, игрушки с прорезями, заводные игрушки (машинки, курочки, утята), игрушки-каталки с длинной ручкой, куклы, мягкие и резиновые игрушки-зверята, наборы детской посуды, музыкальные игрушки, куклы-бибабо, рамки-вкладыши.